Антиармянские аскеры «интеллектуального» фронта (2)

В поисках «антиармянских цитат», закавказские турки добрались своими грязными копытами и до Мовсеса Хоренаци – отца армянской историографии (они пишут — «отца армянской истории»: ну что можно ожидать от ущербных от природы).


Некоторое время назад, на сайте erevangala500.com/?direct=page&id=269,  курируемом Фуадом Ахундовым, заведующим отделом президента Азербайджана, я нашёл «цитату», приписываемую Мовсесу Хоренаци, без всякого указания на то, из какой книги или главы его труда взята эта цитата. Привожу её без изменений:

«Отец армянской истории Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) в V веке говорил о своих соплеменниках:
"-я хочу указать на жестокосердие, как и высокомерие нашего народа,...
-отвергающее благое, изменяющего истине,...
-народ строптивый и преступный,..
-ДУША, КОТОРОГО НЕ ВЕРИТ БОГУ!
-вы совершили прогневленное и в ложах ваших не принесли раскаяния
-вы заклали заклание и беззакония и уповающих на господа презрели
-поэтому найдут на вас сети того, кого вы не прознали и добыча, за который вы гонялись, сделает вас своей добычей, и вы попадете в те же сети..."».

Зная труд Хоренаци, я почти сразу понял, что этот плод белой горячки, эти нечленораздельные строки – частично «отредактированы», а частично вырваны из разных мест 92 главы 2-ой книги «Истории Армении» великого армянского историографа. В этой главе он говорит о кончине армянского царя Трдата III Великого, в царствование которого Великая Армения в 301 г. приняла христианство, как государственную религию. Хоренаци сравнивает святость и благочестие царя-христианина с нравами нехристианского, языческого периода. Он, по примеру апостола Павла, обращается к неверующим. Осуждая языческие обычаи народа, историограф-христианин и патриот взывает к светлой и добродетельной вере. Всего-то.

Кроме того, Хоренаци везде пишет о нашем народе, ибо армянская нация в его время давно уже была единым сформировавшимся этническим массивом, чем представители разношерстных племен закавказских турок не могут похвастать и сегодня. По этой причине «наш народ» у Хоренаци превратился у зактурецких фальсификаторов в «соплеменники».

Зависть гложущая черную душу «интеллектуальных» аскеров Азербайджана привела к искажению целой главы  (http://www.vehi.net/istoriy/armenia/khorenaci/02.html) лишь для того, чтобы представить Мовсеса Хоренаци в роли критика обычаев армянского народа. Приведённый пример яркое доказательство подлой сущности и больного воображения закавказских турок, которые своим антиармянским нытьем оказываются в положении оплёванного человека.

В упомянутой уже в первой статье (azerbaijanhistory.az/ru«f»  Mea culpa…, на стр. 57) зактурки приводят «цитату» Мовсеса Хоренаци вот таким образом:

«Моисей Хоренский писал об армянах (т.е. называющих себя ,, хай''ами), что ''мы (то есть хайи) малый, малочисленный, слабый и во многих случаях, живущий под чужим господством, народ''.
История Армении Моисея Хоренского.М..,1893, с.4»

Жирными буквами я отметил то, что выдумали пираты от науки и чтобы доказать их предвзятость и подлость, приведу русский перевод этой части сочинения Мовсеса Хоренаци. Кроме местоимения «мы» и союза «и», читатель не найдёт там ни одно слово, которое соприкасается со словами приводимые зактурками:

«Ибо хотя мы и небольшая грядка, и числом очень ограничены, и обделены могуществом, и многократно бывали покорены другими государствами, но ведь и в нашей стране свершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными».(1)

Думаю, читатель, сравнивая эти два цитаты, сделает правильное заключение о грязных играх недоразвитых зактурецких «историков».

Должен сказать, что в исторической науке многие обращались к этой части сочинения Мовсеса Хоренаци.(2) Но никто не позволял себе вычеркнуть эту часть: «но ведь и в нашей стране свершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными». Эти и подобные мысли Мовсеса Хоренаци о величии своей страны и своего народа не вписываются в цель, которую преследуют зактурецкие недоумки.

Я позволю себе сказать несколько слов о выражении Мовсеса Хоренаци «Ибо хотя мы и небольшая грядка, и числом очень ограничены». Историограф имеет в виду не малочисленность армян, а ареал их проживания. О численности армян начала IVв., есть ценное свидетельство историографа Агатангела (Агафангела). Он сообщает, что в Армении христианство приняли 4 340 000 человек.(3) Если учесть, что в начале нашей эры численность населения Земного шара была 169 700 000 человек (4), то армяне были одним из многочисленных народов древности и составляли более чем 2,5 % населения Земли.

Резюмируя, хочу сказать: Мовсес Хоренаци, честнейший учёный, настоящий патриот, он пишет историю не тая недостатки, чтобы потомки не повторяли этих ошибок. Он пишет о славных делах Айка Нахапета, Араманяка, Арама, Ара, Паруйра, Тиграна, Арташеса, Вагаршака, Артавазда, Трдата и многих других, чтобы потомки продолжали их величественные дела. Он пишет настоящую историю, не украденную у соседей, историю народа «величественного среди всех северных наций»(5) того времени.

Седрак САЯС

1. Мовсес Хоренаци. История Армении. Перевод с древнеармянского языка, введение и примечания Гагика Саркисяна. Ереван, «Айастан», 1990, с. 7. Должен сказать, что Г.Саркисян неточно перевёл слово «государствами», потому что Мовсес Хоренаци пишет «царствами» — С.С.
2.Эту часть труда Мовсеса Хоренаци досконально проанализировал Армен Айвазян (см.
Արմեն Այվազյան, Հայաստանի պատմության լուսաբանումը ամերիկյան պատմագրության մեջ, Երևան, 1998).
3.см.
Ագաթանգեղոս, Պատմություն Հայոց, 814, 833, 835, Երևան, 1977,Էջ132,137:
4. см. Εγκυκλοπαίδεια Grand Larousse, τόμος 2, Αθήνα, 2001, σελ. 251.
5.
Մովսես Խորենացի, Պատմություն հայոց, Գ, ԿԸ, Երևան, 1968, էջ315:

http://www.voskanapat.info/?p=10046

Категория: Аналитика Дата: 00:16, 07.11.14

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: