Категория: Страницы истории

4510 -ЛЕТИЕ АРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА


 Армяне из тех единственных народов юбилеи, которых насчитываются тысячилетиями. Напомню некоторые даты: в 1939 г. отмечалось 1000 — летие великого армянского эпоса «Сасунци Давид»,  в 1968 г. – 2750 -летие основания Еревана, в 1980 г. – 1500 — летие рождения великого философа древности Давида Непобедимого, в 2001 г. – 1700 — летие принятия христианства в Армении, в 2005 г. – 1600 — летие армянского алфавита.

  В 2018 г. исполняется 4510 — летие основания древнеармянского государства. Напомню читателю: 11 августа (1 навасарда по армянскому летоисчислению) 2492 г. до н.э., в решающей битве при hайоц  дзоре (Հայոց ձոր),  Айк Нахапет (Հայկ Նահապետ) сравнительно малочисленным войском, применив тактику «клина»,  одержал блестящую победу над многочисленным войском Бела-Небровта. После этого Айк Нахапет основал государство hайк- hайастан (Հայք – Հայաստան, Армения)(см. русские переводы Мовсеса Хоренаци и Себеоса)  и обеспечил вечность армянского народа.

  В советское время эти исключительные сведения армянских историков рассматривались как миф и в лучшем случае считались отголосками процесса формирования армянского народа или борьбы между армянским Араратским и Ассура-Вавелонским  царствами. Однако в сведениях отца армянской историографии – Мовсеса Хоренаци о внешности и действиях Айка Нахапета есть такие подробные описания, которые  не оставляют сомнения о его личности как реального правителя.(1)  

  Кроме армянских историков об Айке Нахапете сообщает также грузинский историк Леонтий Мровели, который дополняет сведения армянских историков новыми подробностями (см. Хрестоматия истории армянского народа, т. 1, Ер., 1981, стр. 110-114, на армянском языке).

Эти сведения  ценны тем, что об Айке, как предводителя армян  и старшего брата всех кавказских народов, говорит иностранец, притом – грузин. (2) 

Народ так любил Айка Нахапета, что назвался его именем, боготворил его. И в этом нет ничего  мифического. Разве нет других  примеров? Разве церковь не обожествил Христа, разве римские императоры не обожествлялись ещё при жизни, разве эллинцы (греки) не назвались именем внука Прометея — Эллина?  

   Многие народы, не имеющие древнюю историю, ищут себе имя (как это делают обосновавшиеся на востоке Великой Армении и Закавказья кавказские татары, которые заблудились между именами: «азербайджанцы» и «азери») (3), пытаются найти  «факты», «события», чтоб показать свою «древность», присваивают чужую историю, знаменитостей других народов.

 А армяне, имея славную историю и неоценимые достижения, объязаны должным  образом отметить 4510 — летный юбилей армянского государства,  государства народа  «величественного  среди всех северных наций»  (Мовсес Хоренаци). 

                   ----------------------

1.    Подробнее об этом см. мою статью: «Из истории тактики достижения решающего превосходства на главном направлении» в армянских газетах «Հայաստան», 1990 г., № 35-36, 30 сентября, стр. 57-58, и «Փյունիկ», 1990 г., № 6, 30 октября, стр. 6.

2.    Я подчёркиваю это потому, что  в советское время некоторые грузинские учёные  искажали сведения древних авторов. Но Мровели жил в XI веке и не руководствовался марксистко-ленинской методологией.

3.    Интересно то, что эти названия не имеют никакого отношения к кавказским татарам.           

 

Бывший старший научный редактор

Армянской энциклопедии

Седрак Кркяшарян

                                                               

 

Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: