Национально-культурный геноцид (часть 1)

  

Материал, который представляется из 3 частей – статья из энциклопедии «Армянский вопрос» (на русском языке).  Авторы статьи: А. Оганесян, М. Асратян, Седрак Кркяшарян. Энциклопедия «Армянский вопрос» вышла в свет в 1991 г.,  то есть  до распада СССР.  За прошедшие 23 года многое изменилось в мире, однако потери, о чём говорится в этой статье не восполнились и, к сожалению,  не восполнятся даже после решения Армянского вопроса.  

Эта статья актуальна и сейчас, и будет актуальна  в будущем. Она показывает к чему приводит скотское стремление кочевников уничтожить то, что создано коренным народом тысячелетиями: любовью,  потом и трудолюбием, стремлением к свету, к доброте,  к совершенству… уничтожить, чтоб присвоит то, что не твоё... 

  

 Седрак Кркяшарян

Бывший старший научный редактор Армянской Энциклопедии

 

 


Национально-культурный геноцид – это мероприятия и действия, направленные против национальной культуры какой-либо группы населения или народа.  В определении геноцида, данном специалистом по международному праву Р. Лемкиным, отмечалось, что геноцид – это нет только уничтожение этнической или религиозной группы путём физического истребления, но и путём разрушения её национальной духовной культуры. Однако понятие «национально-культурный геноцид» не вошло  в основной текст Конвенции ООН 1948 о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, хотя при выработке  конвенции представитель СССР настаивал на запрещении также  национально-культурного геноцида. Многие исследователи считают, что понятие «национально-культурный геноцид»  должно быть включено в более широкое определение преступления геноцида. Директор института по изучению истреблению и геноцида (Иерусалим) И.Чарни считает, что такие меры, как, например, запрет на употребление родного языка (лингвицид), также следует квалифицировать как геноцид. Социолог С. Тоттен (США), говоря о геноциде армян в Османской империи, указывает также на вандализм в отношении памятников армянской культуры,  продолжающийся и в наши дни.

 Неоспоримые факты свидетельствуют, что в годы массовой резни и депортации армянского населения Османской империи правительство младотурок целенаправлено стремилось уничтожить также материальные свидетельства существования армянской цивилизации. Погромщики руководствовались приказом Талаата, направленном в Комитет по делам высылки в Алеппо, где было сказано: «…настоятельно рекомендуется… всячески стараться уничтожить само название «Армения» в Турции» («Геноцид армян в Османской империи. Сб. док-ов и мат-лов», 1983, стр. 474).  Следствием этой политики явилось уничтожение в годы геноцида многих ценностей армянской культуры. Жертвами геноцида стали талантливые армянские писатели, учёные, журналисты, деятели культуры. При аресте деятелей армянской литературы и искусства уничтожались их архивы. Сохранилась лишь часть их богатого творческого наследия, которую чудом удалось спасти.

Огромной потерей стало уничтожение памятников письменной культуры армянского народа: десятки тысяч рукописей по истории, философии, естественным наукам, искусству, рукописи религиозного содержания были сожжены, уничтожены или бесследно исчезли.

В становлении духовного облика культурной самобытности армянского народа большую роль сыграла церковь.  Многочисленные документы, свидетельства очевидцев, говорят о целенаправленном уничтожении погромщиками армянского духовенства, церковных сооружений и церковной утвари. В телеграмме Талаата от  1 декабря 1915 говорилось: «… Армянское духовенство должно быть истреблено в первую очередь»(«Геноцид армян в Османской империи. Сб. док-ов и мат-лов», 1983, стр. 485).  В 1912-1913 гг. по поручению Министерства внутренних дел Османской империи Армянским патриаршеством в Константинополе был составлен и представлен правительству полный список армянских церквей и монастырей, находившихся на территории империи.

Особый интерес турецкого правительства к количеству и местонахождению армянских церквей накануне войны имел определённую связь с вынашиваемой программой уничтожения армян. По данным патриарха Орманяна, общее число монастырей и церквей в Западной Армении составляло в 1912 г. около 2 200 (Օրմանյան Մ., «Հայոց եկեղեցին», 1913, էջ259-269). Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и разрушены во время погромов.

Таким образом, наряду с истреблением огромной части армянского народа на его родине, были уничтожены также созданные им в течении тысячелетий культурные ценности и памятники. Подобные потери не поддаются количественным определениям: они невосполнимы. Преднамеренный характер действий и их масштабы свидетельствуют о том, что в Османской империи был осуществлён  геноцид в отношении армянской национальной культуры.

Национально-культурный геноцид в отношении армянского народа продолжается и в современной Турции. Присваиваются духовные и культурные достижения армян, планомерно разрушаются памятники армянского зодчества, дискриминируется система школьного образования в армянской общине Стамбула. Наступление на армянскую историю и культуру преследует две цели: доказать, что Западная Армения никогда не была исторической родиной армян и что в Турции не был совершён геноцид в отношении армянского народа. В современной турецкой историографии выдвигаются и «обосновываются» положения о том, что Армения – это лишь географическое название местности в Восточной Анатолии, что памятники культуры, «неправильно называемой армянской», были созданы турками. «Турецкое происхождение»приписывается многим деятелям армянской культуры, в том числе Месропу Маштоцу, Григорию Просветителю, Комитасу.

На протяжении многих лет слово «Армения» последовательно стирается со всех турецких карт, со страниц справочников и путеводителей. Если, тем не менее, это название попадает на страницы печатных изданий, то конфискуется весь тираж, а авторы и издатели привлекаются к ответственности. В 1982 г. турецкий архитектор Н. Болук был привлечён к судебной ответственности за то, что в изданном им путеводителе по Турции ряд районов так называемой Восточной Анатолии обозначен как историческая Армения (газ. «Հուսաբեր», 14 апр. 1982). В 1986 г. издательница турецкого перевода «Британской энциклопедии» была обвинена в «антитурецкой пропаганде и оскорблении национальных чувств турецкого народа» за то, что в книгу была включена сноска о Киликийском Армянском царстве.

Турецкие власти неоднократно заявляли протесты тем иностранным компаниям, авторам или издателям, которые упоминали о существовании древних армянских государств на территории нынешней Турции. В 1984 г. турецкие власти выступили с обвинениями в адрес французской туристической компании «Клуб Медиттеране», которая в изданных ею путеводителях назвала город Ани древней столицей Армении (газ. «Մարմարա», 10, 11, 19 июля 1984).

С конца 1920-х гг. в Турции начался процесс переименования армянских географических названий, было учреждено специальное управление по замене старых топонимов. 

По данным Института Зорян (США),  свыше 90 % географических названий Западной Армении переименованы  (газ. «Զարթոնք»,  15 сент. 1983).  Иностранные специалисты, работающие в Турции, отмечают, что чрезвычайно трудно получить разрешение на исследование территорий с армянскими памятниками. В 1975 г., например, при снятии плана армянской церкви близ Вана  был задержан французский архитектор Ж.-М. Тьерри, который затем был вынужден покинуть страну. Правительство Турции приняло закон, налагающий запрет на любые организации, популяризирующие иные народы, религии и культуры (газ. «Զարթոնք», 24 нояб. 1983). Автор исследования о династии армянских зодчих Палянов Б. Тухладжян был привлечён к судебной ответственности по обвинению в том, что он «приписывает армянам создание архитектурных памятников, характерных лишь для турецкого гения» (газ. «Մարմարա», 5 марта 1984).

Туркам постоянно приписываются многочисленные образцы армянского музыкального фольклора, прикладного искусства.

Дискриминации подвергаются армянские школы в Турции. В школах запрещено преподавать историю Армении, литературные произведения на исторические темы не должны упоминаться. 

Таким образом, в современной Турции продолжается политика, направленная против истории и культуры армянского народа. В пункте 6 резолюции Европарламента  от 18 июня 1987 г. сказано, что турецкое правительство должно проявлять справедливое отношение к самобытности армянского народа, его языку, религии, культуре и системе образования; Европарламент настоятельно требует должного отношения правительства к охране памятников армянской архитектуры, находящихся на территории современной Турции.

 А. Оганесян

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.