Национально-культурный геноцид (часть 3)

Уничтожение армянских рукописей.


Национально-культурный геноцид в отношении армянской культуры охватил также армянские рукописи. За свою многовековую историю армянский народ создал десятки тысяч рукописей, представлявших собой труды по истории, искусству, естественным наукам, сочинения духовного и светского характера. Эти рукописи время от времени уничтожались различными завоевателями, однако в конце XIX и начале XX вв. уничтожение армянских рукописей осуществлялось запланированным образом, поскольку турецкие власти преследовали цель не только уничтожить армянский народ, но и созданные им духовные ценности, в том числе и рукописи, чтобы не осталось никаких свидетельств  об «исчезнувшем народе». В 1894-96 и 1915-23 гг. погромщики, разрушая армянские монастыри и церкви в Западной Армении и многих местностях Турции, уничтожили, сожгли хранившиеся в них тысячи рукописей и старопечатных книг. Хотя о количестве уничтоженных рукописей имеются некоторые данные (так, в Васпуракане было уничтожено не менее 3 000 рукописей, в Тароне – до 2 000, в Кесарии и её округе – 700, в Армаше – 250, Себастии и округе – около 170 и т.д.), тем не менее не известно точное количество уничтоженных во время геноцида армянских манускриптов, поскольку в тот период не имелось полного списка хранящихся в различных местах армянских рукописей. Несмотря на это, многие армянские и иностранные  исследователи (Г. Срвандзтян, А. Ташчян, Г. Овсепян, Е. Лалаян, В. Ланглуа, Ф. Мюллер и др.) описали тысячи рукописей, хранившихся в Западной Армени, Киликии, населённых армянами местностях Турции. Епископ Месроп Тер-Мовсисян составил список 22 000 армянских рукописей. До геноцида большое количество армянских рукописей хранилось в церквях и монастырях Сиса, Аданы, Константинополя, Евдокии, Хизана, Тарона, Карина, Себастии, Малатии и др. мест Западной Армении и  Турции; немало рукописей имелось в личных собраниях.

Во время резни и депортации армяне нередко брали с собой, вместо предметов первой необходимости,  рукописи, стремясь спасти эти плоды человеческой мысли.

 Многие рукописи закладывались в тайники, но погромщики, обнаружив их, уничтожали. Некоторые сохранившиеся рукописи были впоследствии проданы турками в европейских странах; известны случаи, когда листы и страницы рукописей и книг использовались на рынках Муша, Карина и др. мест в качестве обёрточной бумаги.

Среди уничтоженных рукописей имелись Библии, Ветхие и Новые Заветы, маштоцы (1), требники, часословы, псалтыри, книги проповедей, календари, жития святых, книги канонов, труды историографического, философского, богословского характера, авторами которых являлись армянские, греческие, римские, сирийские, еврейские учёные, начиная с древнейших времён и до позднего средневековья. Имелись рукописи, содержащие шедевры армянской миниатюры.

Таким образом, уничтожение армянских рукописей явилось ударом не только по армянской, но и мировой культуре и науке, невосполнимой утратой для человечества.

Благодаря самоотверженности армянских беженцев, усилиям армянской интеллигенции часть рукописей, находившихся на территории Западной Армении, всё же была спасена.

Значительное количество их хранится ныне в Ереванском Матенадаране им. Маштоца, в Эчмиадзинском и Киликийском католикосатах,  Иерусалимском и Константинопольском армянских патриаршествах, в матенадаранах конгрегаций мхитаристов Венеции и Вены,  в крупнейших библиотеках и музеях мира. 

  

Литература:   

Геноцид армян в Османской империи. Сб. док-ов и мат-лов под ред. М.Г. Нерсисяна. Ереван, 1983; KuperL., Genocide: ItsPolitical  U.- es  in the Twentieth Century, N.Y., 1981; Genocide. Issues, approaches, resourses, vol. 24, issue 2, N.Y., 1987. Thierry J.M.,  Donabedian P., Les arts armeniens, P., 1987; Cuneo P., Architettura <st1:country-region w:st="«on»"><st1:place w:st="«on»">Armenia</st1:place></st1:country-region>, t. 1-2, Roma, 1988.Սրվանձտյան Գ., Հնոց և Նորոց, ԿՊ, 1874: Աճառյան Հ., Ցուցակ հայերեն ձեռագրաց Սանասարյան վարժարանի ի Կարին, Վիեննա, 1900: Լալայան Ե., Ցուցակ հայերեն ձեռագրաց Վասպուրականի, պրակ 1, Թիֆլիս, 1915: Ոսկյան Հ., ՏարոնՏուրուբերանի վանքերը, Վենետիկ, 1953: Քոլանջյան Ս., Մեր ձեռագրական կորուստները, «Էջմիածին», 1965, № 2-7, 1966, № 8-10, 1967, № 5-6:

---------------

1.Армянские иллюстрированные рукописи.

 

 Седрак Кркяшарян

 

Привожу в переводе отрывок из пространной статьи «Национально-культурный геноцид» из энциклопедии «Армянский вопрос»(на армянском языке) изданной в 1996 году.

 Национально-культурный геноцид осуществлялся и в созданном в 1918 г. Азербайджане, значительная часть территории которого составляли области Великой Армении: Арцах, Утик и Пайтакаран и частично – некоторые районы Сюника, Васпуракана и Айрарата. Более 70  лет правительство  Азербайджана (при попустительстве правительства бывшего СССР) проводило антиармянскую политику, вследствие которой в годы советской власти в Азербайджане закрылись многочисленные армянские школы, армянский театр в Баку и т.д. В Нахиджеванской республике (в Агулисе, Джуге, Нахиджеване, Ордубаде,  Андамече,  Труняц дзоре и др. местах)(1)  памятники армянской культуры – многочисленные церкви, хачкари, надгробные камни уничтожались и уничтожаются определённым планом и определённой целью.В Азербайджане (как и в Турции) истребление армянской культуры осуществлялось двумя способами: истреблением памятников и присвоением деятелей армянской культуры и ценностей. Азербайджанские «специалисты» некоторых армянских учёных и деятелей культуры считают агванскими деятелями, армянские церкви и свойственно только армянской культуре хачкари – образцы агванской культуры, а азербайджанцев – потомками агванов, следовательно, по их мнению, всё это  азербайджанское. Кроме этого, в Азербайджане издаются антинаучные карты, где Азербайджанской «территорией» считаются восточные и юго-восточные территории Республики Армения.  Процесс истребления армянского населения и памятников армянской культуры в Азербайджане усилился с 1988 г., когда армянское население Карабаха, используя возможности международного права о самоопределении народов, решило воссоединиться с Республикой Армения. В Турции и в Азербайджане цель национально-культурного геноцида армян – уничтожить армян, присвоить армянские территории, одновременно уничтожить и присвоить созданные армянами культурные ценности – материальные выражения существования армянской цивилизации, чтобы не оставались свидетели «исчезнувшего» народа.  

А. Оганесян

М. Асратян

Седрак Кркяшарян

-------------------- 

     1. До XX в. на кладбище  Джуги насчитывались несколько тысяч хачкаров (по разным данным — до 10 000). За годы советской власти  правительство «Азербайджана» планомерно уничтожало хачкари – бесценные жемчужины человеческой созидательной фантазии. В декабре   2005 г. бульдозерами окончательно были уничтожены последние хачкари.  

 

Перевёл Седрак Кркяшарян

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.